Непродажная книга (о повести Петра Столповского "Зарубки")

ЕПРОДАЖНАЯ КНИГА

Сделав героем новой повести живущего рядом земляка,
Петр Столповский поручился за него собственным именем

По причине традиционного – один томик в пять, а то и десять лет – немногословия самого, пожалуй, известного из современных нам русских прозаиков Республики Коми Петра Столповского выход его очередной книжки уже сам по себе можно считать событием. Тем более что невеликий – полутысячный – тираж «Зарубок», увидевших свет весной 2007 года, обрекает их на немедленное превращение в раритет. Впрочем, дело даже не в тираже и не в практически отсутствии в республике книгопродавцов, со вниманием относящихся к региональной литературе. Оставшийся неизвестным читателю издатель, он же заказчик, изначально не собирался выкладывать книгу на прилавок…

Казалось бы, само это признание в наличии у книги заказчика оставляет возможность лишь порадоваться за коллегу, наконец-то получившего, будем надеяться, достойный гонорар. Что же до качества, то напрягаться над «заказухой» не было принято еще в советскую пору. Во времена же постсоветские конвейер, тем более московских политических изданий, похоже, прошел лишь недолгую переналадку.

Наличие поточного производства, однако, и раньше не исключало появления продуктов вполне приличных, особенно если автору удавалось не особо усердствовать в искусственной аллилуйе общественному строю. Нынче же книжный агитпроп окончательно уступил место телевизионному и газетному, так что стать хорошей агиткой книжка может лишь при условии широкого общественного внимания. А раз заказчик ровным счетом ничего для этого не предпринимает – может, у него и цель какая-то иная была?..

Повод для сих глубокомысленных рассуждений о мотивах и целях дает документально-художественный характер повествования о жизни начальника Сыктывкарского узла электросвязи, депутата Государственного Совета РК Алексея Цыпанова. При нынешнем, да, пожалуй, и всегдашнем неоднозначном отношении нашего народа к начальникам и нашей провинциальной привычке глумиться над достигающими высот земляками уже одно это могло помешать стать книге бестселлером. Однако до сегодняшних чинов и званий главного героя читатель добирается только к последним страницам, когда они оказываются совершенно естественным продолжением всего предшествующего.

Вообще: поскольку на обложку вынесено только имя автора и название книги, и открываешь-то ее именно как художественную. И первые догадки о документальности описания отнюдь не разрушают этого восприятия – тем более что, несмотря на некоторые фантастические опыты, Столповский всегда проявлял себя классическим реалистом. И по тем же классическим канонам завязки сюжетного конфликта впервые герой предстает перед нами отнюдь не в лучшие дни его жизни, когда, выживаемый, он вынужден уехать с родного Севера в Ленинградскую область – как позднее оказалось, на целых одиннадцать лет.

Ощущение парадоксальной невозможности приложить на Севере полученные здесь же знания и опыт и сегодня знакомо не одному из тех, кто своим отъездом пополняет статистику миграционного оттока. Впрочем, явно знакомо и противоположное – не все же, в конце концов, уезжают, вот и герой «Зарубок» вернулся. И так развернулся, что в начале нового тысячелетия – сам тому свидетель – Сыктывкар по развитию цифровой связи оказался впереди того же Санкт-Петербурга.

Пожалуй, это пробуждающееся в читателе желание провести некоторые личные параллели – тоже свидетельство авторского мастерства. Столь же классически уходя от прямой хронологии и вызывая своими «зарубками» читателя на личный отклик, рассказывает писатель и о других жизненных перипетиях своего героя – в том числе семейных, в результате которых он оказался отцом пятерых детей. Так что в конечном итоге искренне веришь в его порядочность, за которую ручается своим честным именем, не пряча его где-то в надписях мелким шрифтом, а вынося, как уже было отмечено, на обложку сам Столповский. А это нынче представляется редкостью не только для Республики Коми.

И что потом будет делать с этой книжкой безымянный, но прозреваемый знающими людьми заказчик – раздавать ее друзьям и землякам героя или допечатывать и все-таки использовать в какой-нибудь очередной выборной кампании, становится совершенно неважно. Рукопись, если в очередной раз припомнить Пушкина, продать можно было всегда. Главное, что вдохновение Петра Столповского, судя по «Зарубкам», по-прежнему не продается.

Андрей РАСТОРГУЕВ,
поэт, член Союза писателей России.

Столповский П.М. Зарубки. Сыктывкар, 2007.

22,08.2007

К списку

Создание сайта