Продолжение эпоса (о "Бажовской энциклопедии")

РОДОЛЖЕНИЕ ЭПОСА

Похоже, не успела Бажовская энциклопедия выйти в свет, как у нее появился повод для переиздания. Во всяком случае, статья «Премия им. П.П.Бажова», содержащая список лауреатов этой премии в ее литературной ипостаси по 2005 год, устарела уже на два года.

Является ли это недостатком толстого – в 640 страниц – тома, пусть знатоки обсуждают потом, равно как и другие его достоинства или огрехи. Главное – значение капитального труда, который при участии Института истории и археологии УрО РАН, Объединенного музея писателей Урала и Уральского государственного университета осуществили редакторы-составители энциклопедии, профессоры филологического факультета УрГУ Валентин Блажес и Мария Литовская – сомнению явно не подлежит.

Изображенный на обложке седобородый дед с табачной трубкой знаком едва ли не каждому уральцу, появившемуся на свет, начиная с середины XX века. И с того же времени входит в жизнь каждого из подрастающих поколений так рано, что они в большинстве своем напрочь перестают отличать его сказы от сказок. Тем более этому весьма содействуют та же самая дедморозовская борода и стариковский прищур.

Впрочем, по свидетельству историков литературы, бажовское сплетение с фольклором, отнюдь не тяготившее читателей, сбивало с толку критиков уже в конце 1930-х, когда стали являться людям первые самоцветы из «Малахитовой шкатулки». И все-таки образы Бажова углубились в нашу аборигенную жизнь настолько, что авторы энциклопедии сочли необходимым включить в нее специальную – и местами почти до ерничества живую – статью о китчевом тиражировании этих образов в массовом искусстве. Снабдив ее репродукциями водочных и пивных этикеток и отметив, к примеру, что эти образы вполне соперничают с куклой Барби, Микки-Маусом и прочей голливудской продукцией, а чуть измененная фраза Хозяйки Медной горы насчет каменного цветка прочно вошла в народные анекдоты.

Отделить все накопившиеся за полвека наросты от сущности бажовского свершения – уже одного этого было бы достаточно. Составители примерно так и определяют свою задачу: подытожить многолетнее изучение наследия писателя, дать «наиболее современный свод сведений о его жизни и творчестве». Но, стремясь к этому, тут же дополняют: «По сути, Бажов создал авторский эпос Урала…», целую систему региональной мифологии. То есть сделал то же самое, что и целый ряд других литераторов в ситуации, именуемой кризисом идентичности.

С «Илиадой и «Одиссеей», «Ригведой» и «Авестой» сопоставляет эту систему в отдельном «Слове о П.П.Бажове» и Майя Никулина, которая давно и по заслугам присовокупила к своему имени звание не только писателя, но и исследователя. Принимать или оспаривать это сопоставление – воля каждого из читателей. Однако – да не покажется преувеличением и это – тем самым Бажовская энциклопедия весьма достойно встает в длинный ряд, начатый два с половиной века назад французом д'Аламбером и продолжаемый в последнее время энциклопедиями, выходящими во многих российских регионах. Подобно им, она формулирует основы той же самой региональной идентичности, потребность в которой весьма ощущается, несмотря на сегодняшнее выстраивание всех и всяческих вертикалей – а, может быть, и благодаря ему. Но, в отличие от своих сестер», носит имя не территории, а почти современного многим из нас сказителя.

Правда, то же определение основ может обозначать и границу, за которой они сталкиваются с вызовами нового времени. Насколько позволяет бажовская мифология обозначить уникальное место Урала в сегодняшнем глобальном мире? Или XXI веку нужны новые образы? Возможно, и на эти вопросы, все острее встающие перед не только регионами, но и целыми странами, придется отвечать уже во втором издании…

Андрей РАСТОРГУЕВ,
поэт, член Союза писателей России

Бажовская энциклопедия / Редакторы-составители В.В.Блажес, М.А.Литовская. – Екатеринбург: Изд-во «Сократ»; Изд-во Урал. ун-та, 2007.

01,01.2008

К списку

Создание сайта