Сохранение энергии (о книге Н.Ягодинцевой "Поэтика: принципы безопасности творческого развития")

ОХРАНЕНИЕ ЭНЕРГИИ

Догадывается ли начинающий поэт, примеривая на себя одежды стихотворца, об истинной величине списка упавших в эту бездну? Задумывается ли он вообще о цене, которую приходится платить за мимолётную эйфорию от успешного соединения мысли и образа, слова и музыки или просто ощущения причастности к сонму «избранных», пробующих соперничать со Всевышним? Вряд ли. Трагическая посмертная слава немногих, заслоняя столь же трагическую безвестность остальных, скорее, лишь добавляет этим ощущениям пряности. Так что подчас не только обывателю, но и самому пишущему кажется, что настоящим поэтом можно считать лишь одинокого, как минимум пьющего, гулящего и в итоге наложившего на себя руки неврастеника.

А вот поэт и культуролог Нина Ягодинцева, кажется, таких не то чтобы не жалует, а самое большее жалеет. Уж очень много за время работы в разнообразных литературных мастерских и Челябинской академии культуры и искусства прошло перед её глазами талантов, давших изрядную пищу для размышлений о технике безопасности. Богаты подобными примерами и биографии художников прошлого. И согласитесь: если уж мы считаем творческое производство профессией, то соответствующие правила сохранения трудоспособности должны быть и у него. Профессия, правда, свободная, от государства нынче отделённая, да и в прежнюю советскую бытность власть заботилась больше о безопасности своей, нежели писательской. Так что и здесь: спасение утопающих… – далее по тексту.

Словом, новая книга Н.Ягодинцевой просто не могла не появиться на свет. Кроме сказанного выше – ещё и потому, что достойно завершает целую серию под общим названием «Поэтика». В 2003 году вышел курс лекций по философии поэтического творчества «Модели образного мышления», в 2005-м – речевой практикум для студий и курсов литературного мастерства «Двенадцать тайн», а теперь вот – «Принципы безопасности творческого развития».

То есть вроде бы всё по тому же производственному образцу: от общих подходов – к технологии и ТБ. Вводить должности литературных прорабов и затевать специальные инструктажи и журналы для соответствующих подписей, однако, автор ни в коем случае не призывает – утопающие по-прежнему вольны распоряжаться собой как угодно. Но при этом могут осмысленно выбирать между Космосом и Хаосом, гармонической цельностью мироздания и его распадом, созиданием и энтропией и, соответственно, подчинённой и автономной моделями самоопределения. По мнению автора, именно первая, отнюдь не исключающая самостояния личности, обеспечивает более устойчивое, долгосрочное и при этом вполне творческое бытие. Для неё и предлагаются те самые принципы, которые позволяют художнику, постоянно связанному с Универсумом, собирающему и отдающему внешнюю и внутреннюю энергию, выстроить систему защиты от саморазрушения, миновать все ловушки и с честь выйти из всех возможных конфликтов, что ожидают на этом пути и обозначены автором.

Подобно «Моделям», «Принципы» также разделены на лекции, однако по-настоящему могут быть восприняты лишь в неторопливом, вдумчивом (издатель даже закладку специальную в каждом экземпляре предусмотрел) диалоге. И отнюдь не только теми, кто так или иначе связан с литературой. Уже в первой книге «Поэтики» автор вела речь о самих основах существования, бытия любого творческого человека – и вообще целостного бытия, частью которого является художественное творчество. И, завершая серию, не подытоживает разговор, а выводит его на новый уровень, делая книгу интересной для всех, кто стремится не разрушать, а создавать себя и окружающий мир, и не останавливаться на достигнутом.

Андрей РАСТОРГУЕВ.

Ягодинцева Н.А. Поэтика: принципы безопасности творческого развития. – Челябинск: Цицеро. 2008 г.

13,05.2008

К списку

Создание сайта