Людмила Ромащенко,профессор Черкасского национального университета имени Богдана Хмельницкого

Людмила Ромащенко о книге «Русские истории»

…Украинские акценты проявляются и в… новом сборнике А. Расторгуева… Его поэзия, хотя и укоренена в российской почве, проникнута желанием познания собственного родового древа, «не моноэтнического и размахнувшегося корнями не только на Великую, но и на Малую и Белую Русь». О кровном синтезе речь идет в стихотворении «Плотина, полотина, платина», эпиграфом для которого взята поговорка «Язык до Киева доведет»:

…Я немец на пятидесятую,
ан русский поэт, говорят
В крови у меня и брательника
ужились внутри ДНК
потомки тагильского мельника
и вятского межевщика,
сошлись через горы и тернии
и не разойдутся никак
крестьянин из Минской губернии
и верхнеуральский казак….

А шире – об историческом синтезе, который создает ощущение причастности к инонациональному, а значит всемирному (по И. Драчу, «причастность планетарная») – в цикле стихов «Игра в города»:

Бывал-добирался да жил-поживал без прописки
в Архангельске, Вологде, Бийске и Новосибирске.
Легко-белопенно качала онежская зыбь,
бездонно-вселенно молчала байкальская глыбь.
Добавлю еще в эту евроазийскую брагу
я Ригу и Хельсинки, Вильнюс, Варшаву и Прагу:
пускай не Россия, а все не чужая земля –
история наша такие плетет вензеля.

В цикле стихов «Анапское солнце», посвященном армянину дяде Маису (и его жене) – щедрому хозяину, образцу кавказского гостеприимства («…нас вечером дядя Маис, хлебосольный хозяин,/ за стол приглашает, коньяк наливает армянский…») – рассказ о полной маленьких радостей и забот жизни обычного труженика («...в шестидесятые, бегая от прокурора, / он года четыре на Западной жил Украине*, /покуда в Анапе грозил ему срок шестилетний/ за то, что теперь почитается за добродетель…») перерастает в глубокие философские размышления о предназначении человека на земле, о смерти и бессмертии… [*Армянские общины существуют в Галиции и Подолье, а в целом на Украине по переписи 2001 года проживают 100 000 армян]

Неподдельный интерес к простому трудовому человеку, соединенный с интересом к глобальным проблемам, роднит А. Расторгуева с шестидесятниками, хотя он лишь родился тогда, когда это поколение уже властно заявило о себе в тогдашней советской литературе. Так, поэтизация мастерских кулинарных способностей дяди Маиса («...вступают в мелодию угли/ на черном, как Робсон и Эллингтон/ или же Армстронг, мангале,/ и дядя Маис –/ дирижером за Герберта фон Караяна…»), приравнивающая их к деятельности известного австрийского дирижера, вызывает ассоциацию с «Балладой о Сарьянах и Ван Гогах» И. Драча, где работу обычных украинских женщин, которые в каких угодно условиях стараются украсить собственный дом, поэт сравнивает с творчеством известных художников: голландского Ван Гога, армянского Сарьяна, украинских Кричевских – утверждая, таким образом, мысль о неистребимости творческого начала в народе:

Светиться в сердцах, говорят каноны,
Хата должна у жены толковой…
В чистую, как ботвяные листья,
Зелень завалинку затирая,
Пускают волну просяные кисти
в полымя огненного сарая…
С морщинами, как в годовых зарубках,
Горпины и Теклы, Тетяны и Ганны –
Сарьяны в платках,
Ван Гоги в юбках,
Кричевские с потрескавшимися ногами…

С И. Драчем уральского поэта роднит и использование балладного жанра («Баллада о псковском расчете», «Баллада о минеральной воде», «Баллада о старом кавалеристе», «Баллада о кошачьем полку», «Баллада о высшей расе»), и солярные мотивы, к которым обращался еще В. Маяковский («Мы пятна и на Солнце смоем – нате:/ за этим нас и мама родила…») – автор пишет это слово с большой буквы, как Драч в поэме «Нож в Солнце», где образ светила является главным персонажем, символом человеческого стремления к гармонии, счастью и совершенству, и той «причастностью планетарной», о которой уже писалось.

Стихотворение «Илья Муромец», написанное после посещения Киева (в который влюблен автор), о чем свидетельствует эпиграф («В Киево-Печерской лавре/ сохраняются мощи Ильи Муромца,/ былины о котором еще в ХХ веке/ сказывали на северной Печоре»). Лирический герой (с ним ассоциируется сам автор) поет осанну народным богатырям и великанам духа, ощущая себя преемником их дела («…в пещерах поклонился, как отцу,/ Илье Муромцу да Нестору писцу…») провозглашает здравицу стольному граду Киеву и всему православному люду («Дай нам Бог здоровья, люди православные!/ Будь здорова, матерь русских городов!»).

(Из статьи «Пусть неразделенною останется навеки от моря и до моря – славянская земля», сентябрь 2014 г.)

06.10.2014

К списку

Создание сайта